1.Особенности обновленной программы по физике
Целью
программы предмета «Физика», является формирование исследовательских навыков у
учащихся, которая выступает одним из важнейших критериев успешности в будущей
профессии, поскольку исследование проблемы, тестирование идей, предложение
путей улучшения – это универсальные операции для решения любого рода проблем.
Благодаря спиральной структуре
построения программы изучение большинства тем предусмотрено два или более раз,
с постепенным усложнением материала и совершенствованием приобретенных навыков.
На уроках физики учащиеся учатся не просто проводить эксперименты, но и
осуществлять сбор, запись и анализ данных; построение графиков зависимости и
нахождение градиента; нахождение погрешностей; определение факторов, влияющих
на проведение эксперимента и предложение путей его улучшения. Благодаря этому,
каждый учащийся получает возможность самостоятельно пройти по
исследовательскому пути и прийти к выводу того или иного физического закона.
Лабораторные работы имеют огромный потенциал прикладного использования в
будущей профессии. Например, выполнение комплекса лабораторных работ в области
кинематики жидкости позволит подготовить учащихся к успешному освоению
специальностей «Нефтегазовое дело», «Теплоэнергетика», «Водоснабжение»,
являющихся востребованными на сегодняшний день.
Одна
из главных целей обновленной программы – экспериментально определять физические
величины, проводить эксперимент, пользоваться имеющимися приборами, считывать
показания и анализировать результат. В связи с этим, каждый подраздел учебной
программы содержит не менее 3-х практических работ, за счет следующих
добавленных практических работ:
·
исследование
силы тяжести; исследование растяжения разных тел исследование растяжения разных
тел, определение значение работы по графику (подраздел «Основы кинематики» 7
кл);
·
определение
значение работы по графику (подраздел «Основы кинематики» 7 кл);
·
сравнение
работ силы тяжести и силы трения (подраздел «Основы динамики» 7 кл);
·
оценка
мощности различных видов транспорта (подраздел «Законы сохранения» 7 кл);
·
определение
высоты отскока шарика для настольного тенниса (подраздел «Законы сохранения» 7
кл);
·
исследование
зависимости приложенной силы от расстояния до оси вращения (подраздел «Статика»
7 кл);
2.Базовое содержание учебного предмета 7-го класса
1.
«Физика – наука о природе»:
1) физика – наука о природе; научные методы изучения
природы.
2.
«Физические величины и измерения»:
1) международная система
единиц; скалярные и векторные физические величины; точность измерений и
вычислений; запись больших и малых чисел;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа № 1: определение размеров малых
тел;
2-2) лабораторная работа №
2: измерение физических величин;
3) практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
определение цены деления шкалы
приборов.
3.
«Механическое
движение»:
1) механическое движение и его характеристики; система
отсчета; относительность механического движения; прямолинейное равномерное и
неравномерное движение; расчет скорости и средней скорости; графическое
представление различных видов механического движения;
2) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач; исследование графика зависимости
координаты от времени.
4. «Плотность»:
1) масса и измерение массы тел; измерение объема тел
правильной и неправильной формы; плотность вещества и единицы измерения
плотности; расчет плотности;
2) лабораторная
работа № 3: определение плотности жидкостей и твердых тел;
3) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач;
определиние массы разных тел,
используя электронные и рычажные весы; определение объема жидкости в мензурках.
5. «Взаимодействие тел»:
1) явление инерции; сила; явление тяготения и сила тяжести; вес;
деформация; сила упругости, закон Гука; сила трения; учет трения в технике; сложение
сил, действующих на тело вдоль одной прямой;
2) лабораторная
работа:
2-1)
лабораторная работа № 4:
изучение упругих деформаций;
2-2) лабораторная работа № 5: исследования силы трения скольжения;
3) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач;
измерения с помощью
динамометра; исследование силы тяжести; исследование растяжения разных тел.
6. «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»:
1) молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов; давление
твердых тел; давление в жидкостях и газах, закон Паскаля; сообщающиеся сосуды; гидравлическая
машина; атмосферное давление, измерение атмосферного давления; манометры,
насосы; выталкивающая сила;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №
6: изучение закона Архимеда;
2-2) лабораторная работа № 7: определение условия
плавания.
3) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач;
исследование расположения поверхностей одинаковых и
разных жидкостей в сообщающихся сосудах любой формы; исследование наличия
атмосферного давления.
7. «Работа и мощность»:
1) механическая работа; мощность.
2) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач; определение значение работы по графику; сравнение работ
силы тяжести и силы трения; оценка мощности различных видов транспорта.
8. «Энергия»:
1) кинетическая энергия; потенциальная энергия; превращение и сохранение
энергии.
2) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач; определение высоты отскока шарика для настольного
тенниса.
9. «Простые механизмы»:
1) простые механизмы; центр масс тел; условие равновесия рычага; коэффициент полезного действия;
2) лабораторная
работа:
2-1) лабораторная работа № 8: нахождение
центра масc
плоской фигуры;
2-2) лабораторная работа №
9: определение условия равновесия рычага;
2-3) лабораторная работа № 10: определение коэффициента
полезного действия наклонной плоскости.
3) практическая работа: решение качественных и
вычислительных задач; исследование зависимости приложенной силы от расстояния
до оси вращения.
10. «Космос и Земля»:
1) наука о небесных телах;
Солнечная система; основы календаря (сутки, месяц, год).
3.Система целей обучения.
Цели обучения, организованные
систематично и последовательно внутри каждого подраздела,
позволяют учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число
кода обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает
нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4: «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
4.
Календарно-тематический план 7 класс (Всего 68,
2 часа в неделю)
Раздел долгосрочного плана |
Темы/Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения |
Количество часов | |
1-я четверть |
| |||
Физика – наука о природе (2 ч) |
Физика – наука о природе |
7.1.1.1- приводить примеры физических явлений |
1 ч | |
Научные методы изучения природы |
7.1.1.2 - различать научные методы изучения природы |
1 ч | ||
Физические величины и измерения (4 ч) |
Международная система единиц |
7.1.2.1 - соотносить физические величины с их единицами измерения Международной системы единиц |
1 ч | |
Скалярные и векторные физические величины |
7.1.2.2 - различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры |
1 ч | ||
Точность измерений и вычислений Запись больших и малых чисел
Лабораторная работа №1 «Определение размеров малых тел»
Лабораторная работа №2 «Измерение физических величин» |
7.1.2.3 - применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M) 7.1.3.1- измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности 7.1.3.2- определять размер малых тел методом рядов 7.1.3.3 -знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
2 ч | ||
Механическое движение (10 ч)
|
Механическое движение и его характеристики Система отсчета |
7.2.1.1 -объяснять смысл понятий – материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; траектория, путь, перемещение |
2 ч | |
Относительность механического движения |
7.2.1.2 -приводить примеры относительности механического движения |
1 ч | ||
Прямолинейное равномерное и неравномерное движение |
7.2.1.3 -различать прямолинейное равномерное и неравномерное движение |
1 ч | ||
Расчет скорости и средней скорости |
7.2.1.4 - вычислять скорость и среднюю скорость движения тел |
2 ч | ||
Графическое представление различных видов механического движения |
7.2.1.5- строить график зависимости s от t, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в таблицах |
2 ч | ||
7.2.1.6 - определять по графику зависимости перемещения тела от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью; 7.2.1.7 -находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении |
2 ч | |||
Суммативная работа № 1 |
2 ч | |||
2-я четверть |
| |||
Плотность (4 ч) |
Масса и измерение массы тел |
7.2.2.11- измерять массу тела с использованием электронных, пружинных и рычажных весов |
1 ч | |
Измерение объема тел правильной и неправильной формы |
7.2.2.12 - использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы |
1 ч | ||
Плотность вещества и единицы измерения плотности
Лабораторная работа №3 «Определение плотности жидкостей и твердых тел» |
7.2.2.13- объяснять физический смысл плотности; 7.2.2.14 - экспериментально определять плотности жидкостей и твердых тел; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
1 ч | ||
Расчет плотности |
7.2.2.15 - применять формулу плотности при решении задач |
1 ч | ||
Взаимодействие тел (8 ч) |
Явление инерции |
7.2.2.1 - объяснять явление инерции и приводить примеры |
1 ч | |
Сила |
7.2.2.2 -приводить примеры действия сил из повседневной жизни |
1 ч | ||
Явление тяготения и сила тяжести Вес |
7.2.2.10 -различать вес и силу тяжести |
1 ч | ||
Лабораторная работа №4 «Изучение упругих деформаций» |
7.2.2.4 -определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения; 7.1.3.3- знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
1 ч | ||
Деформация
|
7.2.2.3 - различать и приводить примеры пластических и упругих деформаций |
1 ч | ||
Сила упругости, закон Гука |
7.2.2.5 - рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука |
1 ч | ||
Сила трения Учет трения в технике Лабораторная работа №5 «Исследования силы трения скольжения» |
7.2.2.6 - описывать трение при скольжении, качении, покое; 7.2.2.7 - приводить примеры полезного и вредного проявления силы трения |
1 ч | ||
Сложение сил, действующих на тело вдоль одной прямой |
7.2.2.8 - изображать силы графически в заданном масштабе; 7.2.2.9- графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой |
1 ч | ||
Суммативная работа № 2 |
2 ч | |||
3-я четверть |
| |||
Давление (16 ч) |
Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов |
7.3.1.1 -описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества |
2 ч | |
Давление твердых тел |
7.3.1.2-объяснять физический смысл давления и описывать способы его изменения
7.3.1.3 - применять формулу давления твердого тела при решении задач |
2 ч | ||
Давление в жидкостях и газах, закон Паскаля
|
7.3.1.4 - объяснять давление газа на основе молекулярного строения; 7.3.1.5 - выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач |
2 ч | ||
Сообщающиеся сосуды |
7.3.1.6 - приводить примеры использования сообщающихся сосудов |
1 ч | ||
Гидравлическая машина |
7.3.1.7 - описывать принцип действия гидравлических машин; 7.3.1.8 - рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин |
1 ч | ||
Атмосферное давление, измерение атмосферного давления |
7.3.1.9 - объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения |
1 ч | ||
Манометры, насосы |
7.3.1.10 - описывать принцип действия манометра и насоса |
1 ч | ||
Лабораторная работа №6 «Изучение закона Архимеда»
|
7.3.1.11 -определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость, знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
2 ч | ||
Выталкивающая сила
|
7.3.1.12 - объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах; 7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач |
2 ч | ||
Лабораторная работа №7 «Определение условия плавания» |
7.3.1.14 исследовать условия плавания тел; 7.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики; |
2 ч | ||
Работа и мощность (2 ч) |
Механическая работа Мощность
|
7.2.3.1 - объяснять физический смысл механической работы; 7.2.3.7 - объяснять физический смысл мощности; 7.2.3.8 - применять формулы механической работы и мощности при решении задач |
2 ч | |
Суммативная работа № 3 |
2 ч | |||
4-я четверть |
| |||
Энергия
(4 ч) |
Кинетическая энергия Потенциальная энергия |
7.2.3.2 - различать два вида механической энергии; 7.2.3.3 - применять формулу кинетической энергии при решении задач; 7.2.3.4 - применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, при решении задач |
2 ч | |
Превращение и сохранение энергии |
7.2.3.5 - приводить примеры переходов энергии из одного вида в другой; 7.2.3.6 - применять закон сохранения механической энергии при решении задач |
2 ч | ||
Момент силы (7 ч) |
Простые механизмы
|
7.2.4.1- приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики»; 7.2.4.2 - объяснять физический смысл понятия «момент силы» |
1 ч | |
Центр масс тел
Лабораторная работа №8 «Нахождение центра масс плоской фигуры» |
7.2.4.3 - экспериментально определять положение центра масс плоской фигуры |
1 ч | ||
Лабораторная работа №9 «Определение условия равновесия рычага» |
7.2.4.5 - экспериментально определять условия равновесия рычага; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
1 ч | ||
Условие равновесия рычага
|
7.2.4.4 - формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач |
2 ч | ||
Коэффициент полезного действия
Лабораторная работа №10 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости» |
7.2.4.6 - экспериментально определять коэффициент полезного действия наклонной плоскости; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
2 ч | ||
Космос и Земля (3 ч)
|
Наука о небесных телах |
7.7.1.1 - сравнивать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы; |
1 ч | |
Солнечная система |
7.7.1.2 - систематизировать объекты Солнечной системы |
1 ч | ||
Основы календаря (сутки, месяц, год)
|
7.7.1.3 - объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах |
1 ч | ||
Суммативная работа № 4 |
2 ч | |||
5. Критерии оценки знаний обучающихся
Критерии оценки знаний
обучающихся по неязыковым предметам основаны на оценивании следующих уровней
усвоения учебного материала согласно ожидаемым результатам обучения
Государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней
образования:
1) знание;
2)
понимание;
3)
применение;
4) анализ;
5) синтез;
6) оценка.
6. Оценивание
учебных достижений обучающихся
1. Оценивание включает формативное оценивание и суммативное оценивание
(суммативное оценивание за раздел/сквозную тему, суммативное оценивание за
четверть).
2. Формативное оценивание определяет уровень освоения знаний и сформированности
навыков обучающихся в процессе обучения, позволяет выявить трудности и помочь в
достижении целей обучения учебных программ. Результаты формативного оценивания
не являются отчетной документацией.
3. Результаты формативного оценивания доводятся до сведения обучающихся и
их родителей в любой форме, но не учитываются при выставлении оценок за
четверть и учебный год.
4. Суммативное оценивание проводится с целью предоставления учителям,
обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся после завершения
изучения разделов/сквозных тем учебных программ и четверти с выставлением
баллов.
5. Суммативное оценивание (суммативное оценивание за раздел/сквозную тему,
суммативное оценивание за четверть) является формой текущего контроля
успеваемости обучающихся.
7. Порядок проведения текущего контроля
успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся
1.Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится учителями в форме суммативного оценивания (суммативное
оценивание за раздел/сквозную тему, суммативное оценивание за четверть).
2.Задания суммативного оценивания содержат пройденный обучающимися материал
в соответствии с учебными программами и выполняются всеми обучающимися.
3.Задания суммативного оценивания составляются учителем самостоятельно или используются рекомендованные задания.
4.Суммативное оценивание за четверть соответствует спецификации суммативного оценивания за четверть. Спецификации едины для
всех организаций образования. В каждой школе есть координатор. При суммативном
оценивании за четверть не более 2-х работ в день.
5.Для обеспечения объективности и прозрачности оценивания результатов
обучения обучающихся по суммативному оцениванию за четверть учителями
проводится процесс модерации (не позднее 3 дней посленаписания работы). Модерации
подлежат три суммативные работы за четверть (лучшая, худшая и вызывающая
сомнения)
По итогам модерации суммативные
работы обучающихся, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Если
баллы в 1 работе выставлены неправильно, то перепроверяются все работы. Балл за
суммативную работу по итогам модерации может быть изменен как в сторону
увеличения, так и в сторону уменьшения. Исправления записываются зеленой
пастой. По итогам модерации составляется протокол. На суммативной работе за
четверть желательно присутствие еще одного учителя для объективности
проведения. Баллы за выполненные задания и общий балл за суммативную работу
заносится в электронный журнал, в котором % и отметка высчитывается
автоматически.
6. В случае отсутствия обучающегося до двух недель по уважительной причине
(болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и
научных соревнованиях), обучающийся должен пройти суммативное оценивание после
прибытия в школу в течение двух недель по индивидуальному графику, составленному
школой.
7. Выставление оценки за четверть и учебный год при отсутствии результатов
суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть не проводится,
обучающийся является временно не аттестованным.
8. Суммативные работы обучающихся за текущий учебный
год хранятся в школе 1 год.
9. Результаты суммативного
оценивания обучающихся в виде баллов переводятся в четвертную и годовую оценки
по Шкале перевода баллов.
10. Информация по итогам
суммативного оценивания предоставляется обучающимся и родителям или иным
законным представителям в бумажном или электронном формате.
11. Четвертная оценка
выставляется на основании результатов суммативного оценивания за
разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.
12. Годовая оценка по предметам обучающихся 2-11 (12) классов выставляется на
основании суммы результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы)
и четверти в процентном соотношении 50% на 50%.
Итоговая оценка обучающегося по
учебным предметам в 5-11
(12) классах выставляется на основании годовых и экзаменационных оценок.
13. Обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющие годовую оценку «2» по трем и более предметам оставляются на повторный год обучения.
14. Для обучающихся 2-11 (12) классов, имеющих годовую
оценку «2» по одному или двум предметам, повторно
организуется суммативное оценивание, включающее содержание материала за учебный
год, которое проводится согласно графику, составленному
организацией образования.
При
получении оценок «3», «4», «5» обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов
переводятся в следующий класс.
15. Обучающиеся 2-8 (9) и
10 (11) классов, повторно
получившие оценку «2», по одному или двум учебным предметам, подлежат дополнительному суммативному
оцениванию по данным предметам. Дополнительное суммативное оценивание проводится до начала нового
учебного года. В случае получения
за дополнительное суммативное оценивание оценки «2» обучающиеся оставляются на
повторное обучение.
16. Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок не допускается.
17. При переводе обучающегося из
одной школы в другую его результаты за суммативное оценивание (максимальные баллы
суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверть) переносятся в
электронный/бумажный журнал.
Шкала перевода баллов в оценки
Оценка |
Процентное содержание баллов в 1 классе |
Процентное содержание баллов во 2-11(12) классах |
«2» |
0% - 20% |
0- 39% |
«3» |
21% - 50% |
40% - 64% |
«4» |
51% - 80% |
65% - 84% |
«5» |
81% - 100% |
85% - 100% |
8.Сайты: nao.kz. - планы, smk.edu.kz – разработки уроков.
9.Примерный КСП по физике с сайта smk.edu.kz.